«Он ни минуты не сидит на месте, все бегает, скачет, ничем нельзя привлечь его внимание, хоть бы сел, поиграл, как другие…», «Она все время в движении! Только что была около меня, а вот уже в комнате, на диване прыгает». Все вышесказанное вам знакомо? Значит, у вас есть все шансы назвать своего ребенка гиперактивным.
Успеть все
На первом году жизни малыша у вас есть одно неоспоримое преимущество: вы всегда точно знаете, где он находится. После того, как ребенок начинает ходить, ситуация резко меняется: ему необходимо побывать везде и всюду. Юным первооткрывателям обязательно нужно обойти все свои владения несколько раз в день, а когда ноги будут держать покрепче, обежать.
Факт. Ваш ребенок вместо занятий в детском саду бегает по комнате, не задерживаясь у стола дольше чем на минуту, несмотря на многочисленные усилия воспитателей и педагогов привлечь его внимание. У вас есть повод задуматься…
А нужно ли лечить?
Первые шаги всегда радуют родителей, и дальнейшая двигательная активность, какой бы бурной она ни была, обычно не является поводом для беспокойства. Гораздо чаще мам настораживают медлительность и серьезность.
Мамы редко обращаются к врачу с жалобами на подвижность ребенка и очень удивляются, когда, обратившись к доктору по другому поводу, они узнают о том, что их малыш гиперактивен, и получают целый список лекарств. Однако взрослым может быть искренне непонятно, что же тут, собственно, лечить: «Ну, бегает, что же такого — все дети бегают, на то они и дети». Но вот проходит года полтора — два, и ребенок идет в детский сад. А там уже ему приходится прыгать, бегать, радоваться жизни и принимать участие в первых общественных мероприятиях: коллективных играх, музыкальных и развивающих занятиях… Однако в детском саду нужно уметь высиживать на занятиях по десять — пятнадцать минут, чтобы успеть нарисовать, слепить, собрать, а также играть в игры по определенным правилам.
Остановись хоть на мгновение!
В стремлении как-то изменить ситуацию родители действуют по-разному: кто-то пытается силой усадить свое чадо поиграть, позаниматься или хотя бы послушать сказку. Кто-то пытается подкупить: «Посидишь спокойно — получишь конфету». Нетерпеливые и несдержанные кричат и даже наказывают. Отчаявшиеся же машут рукой и соглашаются, в конце концов, с мнением большинства знакомых и родственников: подрастет — все образуется. Но чем дальше, тем заметнее становится отличие вашего сверхподвижного сокровища от остальных детей.
Факт. Говорить о гиперактивности крохи можно лишь тогда, когда сверхподвижное поведение наблюдается более чем в одной ситуации, например, и дома, и в детском саду, и в гостях — такой ребенок всюду подобен тайфуну.
Все дело в организации
То, что у ребенка, как говорят, «шило в попе», становится особенно заметно, когда он идет в детский сад. Именно там малыш впервые попадает в организованную среду, требующую от него определенной степени самоконтроля. Возможно, вам покажется, что требовать этого от маленького человечка — абсолютно бесполезное занятие. Однако если вы внимательно присмотритесь к детскому коллективу, то найдете там достаточно организованных ребятишек. Они тоже бегают как заводные, но вполне способны заинтересоваться занятиями, требующими умственного напряжения.
Портрет в интерьере
С одной стороны, он у вас достаточно смышленый, хорошо ориентируется в быту (лучше вас освоил кнопки на пульте DVD, в компьютере соображает лучше бабушки), да и о задержке развития ни в саду, ни в поликлинике никто не говорит. Но с другой, вы обращаете внимание на его нетерпеливость, чрезмерную подвижность. Ваше драгоценное чадо постоянно бегает, прыгает вокруг стола, вскакивает с места, когда полагается сидеть, очень много болтает и шумит, ерзает, извивается — именно такое поведение и носит название «синдрома гиперактивности с нарушением внимания».
Шустрый или гиперактивный?
Как же отличить просто подвижного ребенка от гиперактивного?
- Активность малыша обычно бывает выше, чем того требует ситуация.
- Подвижность крохи отличается от поведения других детей этого же возраста и интеллектуального развития большей суетливостью, хаотичностью.
- Он не останавливает свой бег, несмотря на бесконечные призывы и мольбы родителей, продолжает носиться и вертеться.
- Гиперактивные дети редко доводят до конца начатые
дела, они переходят от одного к другому, не заканчивая
ни одно из них.
Откуда ноги растут?
Причиной гиперактивности является, как правило, определенное неблагополучие во время беременности и родов. Дети, которые впослед-ствии превращаются в крошек «с моторчиком», обычно сразу после рождения становятся объектом внимания невропатологов. Нередко у них отмечают гипертонус мышц, в отдельных случаях ПЭП (постнатальная энцефалопатия), им могут ставить диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция). На протяжении первого года жизни такие младенцы легко возбуждаются, плохо засыпают и мало спят. Иногда они страдают и от проблем с пищеварением: у них отмечаются сниженный или повышенный аппетит, частые срыгивания, рвота, запоры, поносы.
Не паникуйте!
Услышав от доктора слово «гиперактивность», не стоит поддаваться панике, наоборот, запаситесь терпением (его вам понадобится много!) и приступайте к делу. Для начала привыкните к мысли, что постоянное возбуждение малыша утомляет не только вас, но и его самого. Просто, в отличие от взрослых, он еще не умеет справляться с ним самостоятельно. Помогите ему это сделать — с помощью массажа, успокаивающей ванны перед сном, тихой, умиротворяющей музыки.
Лжегиперактивность
Нередко реакцией ребенка на такие сложные ситуации, как развод родителей, смерть одного из них, отрыв от семьи, становится поведение, внешне схожее с синдромом гиперактивности. Для того чтобы помочь малышу справиться с ситуацией, нужно найти истинную причину его тревоги, страхов и направить основные усилия на их устранение. Что именно может помочь в борьбе с существующими проблемами? Возможно, специальное медикаментозное лечение, назначенное психоневрологом, или занятия с психотерапевтом, а может быть, и то и другое. В каждом конкретном случае лечение назначает врач, и, если проблема удачно разрешится, гиперактивность исчезнет сама собой.
Факт. В отличие от взрослых, которые в момент стресса чаще всего ведут себя заторможенно, дети выглядят перевозбужденными и чересчур активными.
Сдерживайте себя!
У детей с синдромом гиперактивности очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому они не воспринимают выговоры и наказания. Слова «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них — пустой звук. Зато очень хорошо реагируют на одобрение и похвалу. Физические наказания им противопоказаны. Сдерживайте бурные проявления эмоций, когда вы огорчены или недовольны поведением ребенка.
Факт. Слаборегулируемая или чрезмерная активность может, несмотря на изначально достаточные умственные возможности, привести к задержке моторного и речевого развития у ребенка. А в дальнейшем —к трудностям в школьном обучении.
Помогите непоседе
Неудивительно, что из-за собственной импульсивности гиперактивные дети постоянно попадают в разные переделки и получают бесконечные замечания от взрослых. Однако не спешите ругать их, стыдить или наказывать. Поймите, что все эти казусы происходят сами собой, и ваш ребенок, скорее всего, не ставит перед собой цели досадить вам или нарушить установленные правила поведения. Кстати, не забывайте и о том, что к постоянным окрикам и угрозам малыш скоро привыкнет и перестанет обращать на них внимание. Гораздо полезнее и для вас, и для непоседы будет попытка построить отношения на основе взаимовыручки, где вы, конечно, будете выполнять более активную роль. От усилий, которые вы приложите сейчас, зависит будущее малыша.
Замедление через игру
Как научить кроху столь серьезным вещам, как саморегулирование? Поскольку время «взрослых» разговоров еще не наступило, игра остается самым лучшим способом.
Известно, что в любой игре есть правила, которым должен подчиняться каждый участник. И даже бросание друг другу мяча, если оно совершается не просто так, а с учетом придуманных вами условий и определенных команд, может послужить поставленной цели.
Совет. Чаще обнимайте свое «шило», прижимайте к себе: физический контакт с родителями дает положительный эффект в коррекции синдрома гиперактивности. Пусть это делают все члены вашей семьи.
Нехитрые правила
Первым шагом к саморегуляции станет усвоение ребенком той программы действий, которую предложит ему взрослый. Задача последнего заключается в том, чтобы следить за действиями малыша, не допускать хаотичности движений и подчинять их какой-то последовательности. После того, как вы преодолеете этот этап, предложите ребенку самому спланировать игру и придумать какие-нибудь правила. Однако не стоит слишком настаивать, подождите, пока малыш «дозреет» до этого сам. Главное, чтобы игра увлекала его, тогда он обязательно научится планировать ее и придумывать нехитрые правила. Не забывайте: когда малыш научится регулировать собственную активность, ему будет гораздо легче общаться со сверстниками.
Факт. Ученые Университета Джона Хопкинса (США) выявили: размеры лобных долей правого полушария у детей с гиперактивно-стью меньше, чем у их здоровых сверстников. Известно также, что синдром гиперактивности чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
Остудить пыл
Важно научить ребенка «остывать» и спокойно, не включаясь в процесс, смотреть на происходящее вокруг со стороны. Для этого вы можете воспользоваться следующими приемами: когда в очередной раз мимо будет пробегать ваш торопливый отпрыск, попробуйте остановить его. Мягко, не повышая голоса, предложите ему отдохнуть, обнимите за плечи, ласково погладьте по голове, обратите внимание на окружающих людей и игрушки, попросите сказать, что делает папа, бабушка, где лежит его любимый мишка или что стоит на столе.
Организация жизни, в том числе и всей семьи, действует на ребенка успокаивающе.
Вам могут помочь:
- распорядок дня, прогулки на свежем воздухе
четкое определение круга обязанностей малыша - будильник или таймер. Обговорите задание и включайте отсчет времени
- поощрения (и не только словами) за выполнение любого дела, требующего от ребенка концентрации внимания
- постарайтесь не делать ничего, что возбуждает нервную систему малыша или способ-ствует переутомлению.
Игра «Что исчезло?»
Попросите ребенка запомнить, что лежит на столе или диване, затем уберите один предмет и спросите: «Что исчезло?» Потом поменяйтесь ролями. Эта игра непродолжительная, но все требует от малыша сосредоточения. А значит, очень полезная.
В случае, если ваши усилия не увенчаются успехом, не расстраивайтесь и не ругайте себя. Лучше обратитесь за помощью к психологу. Обладая специальными знаниями, он будет заниматься с ребенком сам и расскажет вам, как лучше поступать в разных ситуациях.
Мамино тепло
Сдерживайте бурные проявления эмоций, когда вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Ведь стоит его обнять и прижать к себе, как все недовольство улетучится.